История ярмарки

Кто из украинцев ни разу не слышал слова "ярмарка"? Неужели есть такие? Праздник труда и общения, продажи товаров и приобретения хорошего настроения, распродажи одежды и счастья, где действовали постоянные скидки цен на продукцию и улыбки.

История ярмарки

С давних времен на нашей земле собирались эти большие торги – ярмарки. Гончары и ложечники, ткачихи и вышивальщицы, бондари и столяры, тележники и корзинщики, кожевники и шорники, мастера посолов и дегтярники, бубличницы и портные продавали на ярмарках свои изделия. Длинными вереницами стояли на торжищах чумацкие мажи с солью и рыбой. Каждый покупал то, что не мог сделать сам.

 Славный путь "из варяг в греки" давал украинским землям существенные преимущества в торговом отношении. Собственно, в эпоху подъема Киевской Руси так оно и было - вращались монеты различных государств, продавались товары разных народов, двигались торговые караваны. Но военные набеги и княжеские споры разрушили торговые структуры, разорвали отношения.

 С 16 в. начали приезжать в Украину купцы из крупных городов Средней и Западной Европы - доставляли изысканные украшения, ювелирные изделия и предметы быта, а покупали кожу, рога, шерсть, зерно, сало, мед. И на украинских землях стали возникать малые ярмарки в средних и крупных городах. Здесь продавали и покупали скот, одежду, обувь, домашние вещи, продукты и прочее. Самыми богатыми были осенние торги, а также ярмарки перед большими праздниками. Немецкие, польские поселенцы, армяне и евреи, наряду с украинским мещанами, принимали активное участие в ярмарочной деятельности.

В 17 в. уже каждый украинский город или селение изначально получали право на одну-три ярмарки в год. Развитие ярмарок свидетельствует об отделении промышленно-торговой деятельности от земледелия. С другой стороны, активная ремесленная и торговая деятельность несомненно способствовала развитию украинских городов.

Касательно Левобережной Украины, исследователи насчитали сорок ярмарок, действовавших только в 1665 г. Несмотря на частые вооруженные столкновения, многочисленные нападения татарских орд на Левобережную Украину, торговые дороги не зарастали сорняками, все больше населенных пунктов охватывались ярмарочной торговлей.

Павел Алеппский, пораженный большим размахом торговли в Украине в период освободительной войны 1648-1654 гг, вспоминая базары в Золотоноше, Черкассах, Прилуках, писал: "В стране казаков ярмарки бывают непрерывно с начала и до конца года. В каждый праздник проходит ярмарка в том или ином городе, как это было введено при господстве ляхов." Десятки населенных пунктов называет он "торговыми городами".

Ярмарки устраивали таким образом, что после окончания одного из них торговые люди могли побывать на нескольких других. Так ярмарочная торговля продолжалась непрерывно. Кроме многолюдных ярмарок в городах, в городках и многих селах проходили обычные базары.

Большое хозяйственное значение ярмарок заключалась в том, что они были своеобразными артериями в распределении товаров по разным городам, городкам, больших и малых селах, хуторах. Ярмаркам принадлежала значительная роль во внешней торговле Украины. Сосредоточенные на них товары вывозились через сухопутные таможни , а также азовские и балтийские порты. Ярмарки были главным местом оптовой и розничной продажи импортных товаров.

Но настоящий ярмарочный бум происходил в Украине в 19 в. Распространение получил чумацкий промысел, народ начал активно заселять степные украинские земли. Замечательное описание большой крестьянской ярмарки на Екатеринославщине оставил "последний казацкий летописец" - Дмитрий Яворницкий. Судя по этому описанию, керамический горшок на ярмарке стоил 2-3 копейки, ведро сушеных груш 15 копеек (вместе с ведром), лопата 25 копеек, а за пару червонцев можно было одеться с головы до пят.

Большинство ярмарок в 19 в. длились всего 1 день, около 1/3 - от 2 до 7 дней, и лишь 3% длились дольше (некоторые целый месяц). Всего на территории Украины, входившей в состав Российской империи, постоянно действовало 110 ярмарок, на которых продавали 47% всех товаров.

По количеству ярмарок в год первое место занимали Харьковская и Полтавская губернии. Крупнейшие из них - Ильинская (20 июля - 1 августа) и Вознесенская (первая половина мая) в Ромнах, Покровская (1 октября) в Полтаве, Троицкая (1 июня) в Харькове, Крестовоздвиженская (14 сентября) в Кролевце, Георгиевская (21 апреля) в Елисаветграде, Крещенская (6 января) в Киеве и др.. В южных губерниях (Екатеринославская, Таврическая, Херсонская и Бессарабская) было 700 ярмарок: наиболее известные - в Кривом Роге (Троицкая), в Екатеринославе (Петропавловская), в Каховке (Никольская и Покровская). В западных губерниях из 1000 ярмарок важнейшими были: киевская контрактовая (Сретенская), на которой торговали вместе различными товарами, и в основном с/х продуктами (сахар, хлеб, масло), на Подолье - в Ярмолинцах (Петропавловская) и в Балте (Троицкая).

Дальнейшее развитие фабричного и заводского производства, разветвление железнодорожной сети, возникновение новых промышленных и административных центров в конце позапрошлого века вызвали постепенное отмирание ярмарочной торговли. Но продолжали существовать ярмарки до 30-х годов 20 в., когда были закрыты совсем. Вся торговля на селе перешла к кооперации и под контроль государства.

Множество литературы посвящено рассказам о ярмарочной торговле, ярмарочных забавах и развлечениях. Они вобрали всю специфику народа, его неповторимые обычаи и традиции, быт и верования, всю полноту жизни. Обычная купля-продажа товаров превращалась в настоящий праздник. Ярмарки были чуть не любимой событием в однообразной жизни украинских крестьян.

Задолго до рассвета крестьяне пешком или на повозках выбирались из сел и длинной чередой тянулись к месту ярмарки. На ярмарку ехали, как на большой праздник, - хорошо одетые, с хорошим настроением. Продолжались торги по несколько дней и были местом знакомства людей из разных, порой отдаленных местностей. Поэтому естественно, что каждая ярмарка была не только торжищем, но и развлечением. Колоритные сцены купли-продажи, полные народных острот и шуток, дополнялись хоровым пением молодежи, играми и забавами, троистыми музыками, игрой кобзарей и лирников. В частности, здесь всегда можно было послушать странствующих артистов, а то и самому попеть и потанцевать при случае.

Здесь происходили встречи, знакомства, приглашения на храмовые праздники или семейные торжества. Оживленная ярмарочная торговля не обходилась без шума, споров, брани.

На украинских ярмарках родились новые художественные жанры: вертеп; интермедии; балаган, репертуар которого состоял из примитивных пьес героического, сатирического и бытового характера, а также пантомим, интермедий, пения, танцев и невероятных обещаний показать теленка с пятью головами, женщину-змею, самую толстую в мире девушку Марию и т.д. Чтобы собрать как можно больше зевак, во время ярмарок устраивались и зрелища фокусников, акробатов, дрессировщиков, ремесленников-любителей, камер-риторов, буффонады, марионеточные спектакли, выступления прыгунов-канатоходцев, танцоров, дрессированных обезьян,медведей, силовых акробатов, факиров.

Однако не только спектакли для зевак показывали во время ярмарок. Здесь же публично сообщали о совершенных преступлениях, приметы воров т.д. Как пишет автор «Истории Русов» – «Правительство польское без всяческих о том исследований и справок повелело гетману Павлюзи живьем содрать с головы кожу и набить ее гречневой половой, а старшинам его отсечь головы полностью и их вместе с чучелом гетманской головы отослать на позор в города малороссийские. За сим повелением выставлены были головы те на сваях в Нежине, Батурине, Умани и Черкассах, а чучело гетманское - в Чигирине, а впоследствии сожжены всенародно во время ярмарок».

На ярмарках бурлила жизнь, за которой любили наблюдать писатели и художники. Здесь у художников рождались сюжеты будущих произведений, вдохновение. "Что же касается народа украинского, он ярмарки любил и любит всей душой, ведь все дороги с ярмарки ведут в корчму. Магарыч дело такое. Да что я объясняю? Одним словом – ярмарка!" (О.Назарчук).

Сорочинская не была ни самой большой из них, ни самой известной. Село Великие Сорочинцы Миргородского района, наверно, так и осталось бы, как и много других сел Полтавщины, малоизвестным, если бы его не прославил на века великий земляк – украинский и российский писатель Николай Васильевич Гоголь.

В своем первом произведении из цикла повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 – 1832 гг.), которые принесли Н.В. Гоголю большую популярность, писатель проявил и большую любовь к Украине, и глубокое знание сокровищ украинского народного творчества, и своеобразие быта своего народа. В повести «Сорочинская ярмарка», которая является составной частью «Вечеров на хуторе близ Диканьки», Николай Васильевич воссоздал поэзию народной жизни, реалистично отобразил разных представителей украинского народа, мастерски украсил все это острым юмором.

Вот Н.В. Гоголь описывает, как люди отовсюду едут на ярмарку еще в начале XIX в.: «Такою роскошью блистал один из дней жаркого августа тысячу восемьсот... восемьсот... Да, лет тридцать будет назад тому, когда дорога, верст за десять до местечка Сорочинец, кипела народом, поспешавшим со всех окрестных и дальних хуторов на ярмарку. С утра еще тянулись нескончаемою вереницею чумаки с солью и рыбою. Горы горшков, закутанных в сено, медленно двигались, кажется, скучая своим заключением и темнотою; местами только какая-нибудь расписанная ярко миска или макитра хвастливо выказывалась из высоко взгроможденного на возу плетня и привлекала умиленные взгляды поклонников роскоши. Много прохожих поглядывало с завистью на высокого гончара, владельца сих драгоценностей, который медленными шагами шел за своим товаром, заботливо окутывая глиняных своих щеголей и кокеток ненавистным для них сеном.

Одиноко в стороне тащился на истомленных волах воз, наваленный мешками, пенькою, полотном и разною домашнею поклажею, за которым брел, в чистой полотняной рубашке и запачканных полотняных шароварах, его хозяин.»

Ярмарки продолжали существовать вплоть до 20-х годов XX в., когда были закрыты совсем. Вся торговля на селе перешла к кооперации и под контроль государства.

В 1966 году ярмарки начинают возрождаться. И открывает, возрождает эту давнюю традицию Сорочинская Ярмарка. На нее съезжается много представителей разных организаций и предприятий – торговых, производственных и не только. Много людей приезжало в Сорочинцы, чтобы приобрести разнообразные, дефицитные в то время вещи и товары. Их не останавливало даже то, что ярмарочная площадь представляла собой необорудованное поле, без каких-либо условий для участников и гостей.

Период перестройки и распада Советского Союза, первых лет независимости, когда Украина переживала сплошной товарный голод и инфляцию, мог стать началом конца Сорочинской Ярмарки. Она проводилась уже практически по инерции, но не вызывала ни у кого энтузиазма, ни у организаторов, ни у участников и была головной болью и для тех, и для других. А сама ярмарка, будто живая история, терпела и ждала, когда же, наконец, появятся люди, которым она будет небезразлична и которые захотят вернуть ее к жизни. И дождалась...

Инициатором возрождения ярмарки стала руководитель проекта «Сорочинская Ярмарка» кавалер орденов княгини Ольги III и II степеней Светлана Свищева. Под ее руководством ярмарка не только получила в 1999 году статус Национальной, но и стала единственной, удачно соединившей историю и современность, народные традиции, культуру, колорит с бизнес-интересами украинских производителей. Пройдя через века, Сорочинская Ярмарка сегодня уверенно смотрит в будущее.

 
Розробка сайту — СтудіяWebus